Москва – Королевство Бахрейн – Манила – Пуэрто-Принцесса – Эль Нидо – о. Бусуанга – Вояж мимо о. Корон, вокруг о. Кулион – о. Бусуанга – Манила – Москва. 01.02.19 – 17.02.19

(Володя+Оля=Одиссей)
(Илья+Юля=Щука3)
(Леша+Саша=Щука3)
(Антон+Аня=Щука3)
(Саша+Слава=Викинг)
(Я+Люба=Щука3)

”Под маркой ТАНДУАЙ”

Карты с отмеченными с гугла пляжами:

Участники путешествия:

Перелет. Королевство Бахрейн
01.02.2019 Вылет до пересадочного пункта в Бахрейне должен был состояться в 14-50 по Московскому времени. Летим ввосьмером, встретились в Домодедово заранее, и, на радостях, распиваем пиво под жареных курочек в КФС. А рейс, между тем, задерживается. Тогда мы еще не предполагали, что часовая задержка рейса из Москвы так печально скажется на нашем трансфере. Самолет с нами все же вылетел, благополучно приземлился в аэропорту Бахрейна, но из-за задержки в Москве, мы не успели на пересадку.
Несмотря на наши попытки найти другой вариант перелета далее, нам выдают визы, вывозят в город и поселяют в отеле.

02.02.2019 Зато сегодня мы можем прогуляться по городу. Ходили в сторону старого города, издалека видели старый форт. С непривычки жарко. Берем такси Uber и возвращаемся. После обеда ходили купаться в залив, а кто-то еще в город ходил.
Вечером нас таки посадили в самолет, и отправили на Филиппины….

03.02.2019 На местный рейс на Корон мы, конечно не успели. Такая неувязочка стоила нам с Любой порядка двадцати пяти тысяч рублей. Именно столько стоили экстренные билеты на самолет и катер до Бусуанги.
По прилету в Манилу в срочном порядке пытались найти транспорт до островов. Паромы там ходят без расписания и как-то очень ненадежно, билетов на самолет нет. Поэтому возможность добраться через о. Палаван воспринялась как удача. Подумаешь билеты дорогие! Подумаешь двести километров езды по горной дороге! Подумаешь четыре часа хода на катере!16:07 25.03.2019
День провели в аэропорту Манилы в изысканиях трансфера и в ожидание самолета. Вечером сели на самолет до Пуэрто-Принцессы, в темноте приземлились, и в ночи уже, затратив некоторое количество нервов и слегка переплатив в два раза, едем в Эль-Нидо.
Шесть часов, двести километров, шесть тысяч песо это нормально? Безумно дорого! Но дорога на Эль-Нидо аховая, но асфальтированная. Честно говоря, отношение к стоимости поездки, после самой поездки, кардинально изменилось. Оно того стоило. По пути останавливаемся поесть в аутентичной придорожной харчевне. Съели по какой-то хрени. А на рассвете, благополучно подъезжаем к причалу!

04.02.2019 Здесь ожидает сюрприз – ожидающая билеты очередь! Разгружаемся, записываемся в очередь и идем смывать дорожную пыль. Вода! Океан! Купаемся! Ух, класс!
Накануне два или три дня была непогода, и катера не ходили. И, хотя, в очереди мы были на двенадцатом-двадцатом месте, перед нами влезли еще две сотни пассажиров по предварительной записи. К счастью, билетов нам хватило, и наше путешествие продолжилось.

Журнал.

К полудню выгрузились на острове Бусуанга, встретили друзей, начали закупку продуктов и стапель.
Наша группа – двенадцать человек на шести байдарках. Мы покупаем двенадцать ананасов, шесть килограмм манго, две сумки с овощами и фруктами, двести сорок литров воды, еще всякой всячины!
На главном променаде г. Корон раскладываем шмотки, продукты, накачиваем лодки.

Обедаем в близлежащих харчевнях. Народ разбредается по рынку, пытаясь подобрать подходящие продукты.
К 15-30 собрались, но реально отплыли только после 16-00. А в 18-00 темнеет.

Идем на западную оконечность о. Корон. Противный боковой ветер, слабое волнение. Плавно приближается темнота, но приемлемой стоянки не видно. На самом острове видны несколько небольших песчаных пляжей, но они платные. Дело в том, что Корон слишком скалист, берега слишком вертикальны, и пляжей мало, а те, которые есть, из-за близости к городу, поделены между местными папуасами на сферы влияния.
На каждом пляже общаемся с хозяевами, они просят заплатить им Fee за ночевку по триста песо c человека! Совсем не гуманно, с учетом того, что гостиница с удобствами стоит 500 песо. В результате, под занавес – уже совсем темно – договариваемся на стоянку за сто пятьдесят песо с человека.

Всё правильно сделали. Сейчас прилив, он затопил все пляжи, и остановиться можно только на искусственных возвышениях, построенными аборигенами.

В темноте ставим палатки, готовим праздничный ужин! Нашли в загашнике у этих дикарей кокосы, решили попробовать на халяву, все же не по-божески они с нас денег взяли! Ели слан из ананасов, запивая Тандуай кокосовым молоком! Экибана®!
Меня ждало еще одно испытание – все наши с Любой пожитки промокли и чем-то пахнут, что не главное, а главное, что это разбился вискарь!!! Пропитанные изнутри и снаружи ароматом вискаря, отправляемся, наконец, спать!
Насыщенный получился денёк! Первые 6 километров маршрута позади!

05.02.2019 Мы потеряли лишний день в Бахрейне, а поскольку маршрут короче не стал, то сегодня придется нагонять упущенное.
Суржиковы дежурят, потому завтрак готов ещё затемно, а в 7-30 уже отплываем! Первую половину дня идем в тени отвесных скал острова Корон, иногда выходим на тенистые пляжи, купаемся, но недолго – надо наверстывать упущенное в дороге время.

К 16-00, пройдя всего около 15 километров, выходим на отменную стоянку NoFee. Стометровый, в обрамление отвесных скал, локальный пляж, мелкий чистый песок, тенистые деревья. Вечером с окрестных скал спускаются макаки, но заметив нас, благополучно скрываются за скалы.

Успеваем немного отдохнуть, разобрать кучу продуктов по экипажам и дежурствам. А к шести вечера темнеет, мы ужинаем и расходимся на заслуженный отдых.

06.02.2019 Дежурят Илья и Юля. Рано подняли, но все отплыли только в 8-30. Сказывается психологическая усталость первых дней. Впереди большой переход и боковой ветер.

Зашли на обитаемый остров, папуасы продали нам по кокосу на экипаж. Шестьдесят рублей кокос. Ещё они сушат некрупных рыб прямо на камнях, и, похоже, больше ничего не делают…
Затем два часа пахоты и обед в Экибане® на острове Булусан.

После обеда проходим полосу прибойной волны между островами. Предупреждаю компанию об опасности поднятием весла, поджидаем отстающих, проходим поочередно препятствие.
Ничего сложного там не было, все прошли, но казус все же случился – киль Ани у Антона. Видимо обед был плотный – Аню разморило в лодке, и она, видимо, закемарила… Аню вытащили без особых хлопот, она и проснуться-то не успела!
Ветер стал совсем попутный, поставили паруса, и мы с Любой вообще не гребли. Заночевали на небольшом острове с длинными песчаными пляжами в семи километрах от острова Булусан. Итого 20 километров.

07.02.2019 Бегают макаки. Мы дежурим. 5-30 – 6-00 завтрак. 8-00 – старт. Сегодня пригодился тент под палатку. И, не напрягаясь, мы проходим 10 км за полтора часа. Волна средняя. Ветер ровный, сильный. Едва успеваю подруливать. Доходим до острова и час ждем группу. Затем 500 м до деревни.
Пока народ ходит по воду и закупает Тандуай, готовлю обед. Расположился на деревенском пляже в тени деревьев, заслонился от ветра, но даже на двух горелках процесс приготовления затягивается.

Затем идем на ночевку.
Ночуем перед поворотом на север, сразу после отеля с правой стороны. Широкий пляж, на заднем плане заросли и пальмы.
Перегрелся сегодня. А вода здесь как кисель. Очень мелкий залив, и вода прогрелась до состояния горячей из-под крана. К морю не подойти.
Итого 20 километров.

08.02.2019 Утро в водном походе начинается всегда классически: шуршание дежурных, негромкое постукивание топора, треск костра. Затем громкая побудка, неторопливое умывание, завтрак, собирание палаток, загрузка лодок. Но тропические реалии вносят свое разнообразие в процесс сбора.
Перед отплытием народ подтягивается а Ане – она у нас за медика, у нее бинты, мази и пластыри. Даже не пострадавшим в борьбе со стихией, необходимо положить на себя толстый слой мази от загара, поднять воротник на рубашке, застегнуться на все пуговицы.

Начинается пятый день путешествия, народ подустал и притомился, потому сегодня short track. С многочисленными купаниями медленно прошли 8 километров, и встали на полудневку. Место неплохое, но сильно солнечное, а на улице жара. Утреннее солнце напекло каменистый пляж, и теперь он отдает нам свое тепло. Однако натянув тент от солнца, и пристроившись на лодках в тени, признаем уют и красоту этой стоянки.

Кто играет в новую игру Корова006, кто осуществляет дневной, более тщательный Намаз®, кто просто, не считаясь с эксклюзивной обстановкой, нахально спит.

09.02.2019 Сегодня Крылов должен высадить Славу в деревне, потому он отплывает пораньше, а мы догоняем. По пути ознакомились с колоритной каменной аркой, прилегающим пляжем, и аутентичной тростниковой беседкой в прибрежном перелеске.

Затем дошли до деревни, где и встретились с Крыловым. К тому моменту, он уже так утомил местное население разговорами, что они даже презентовали ему килограмм килек.

Деревенская свинья

Курятина сдесь дороже свинины

Кильки сохнут

Встреча друзей

Жарка Лулу

Несъедобный фрукт

Ценность этого подарка мы осознали позже, когда пытались купить в деревне рыбы на всю группу. В рыбозаготовительной хате на сегодня все вывезли, остался только пятикилограммовый кальмар, и несколько рыб смахивающих на морского окуня. За этого окуня нам заломили цену, как за упаковку черной икры. Тогда мы ещё не знали, что это деликатесная рыба Лулу, цена на которую, действительно, сопоставима с икрой!

В это время на побережье, у лодок, пока мы заливали канистры, собрались дети всех окрестных хижин. Они бегали вокруг, недоумевая, видимо, зачем нам столько воды. Осмелев, они полезли к нам обниматься, сопровождая процесс вопросами типа: - а как тебя зовут, - а ты кто?

Местное население и до того казалось нам достаточно толерантным и приятным к общению, но по поведению этих детей мы поняли, что население здесь действительно супер дружелюбное.
Отплыв немного от деревни, мы отобедали в тени огромного платана Володиным супом и деликатесным морским окунем Лулу. Ещё чуть-чуть проплыли и встали на ночевку. Итого 10 км.

10.02.2019 Утром впервые дождь. Небольшой, который развеялся, почти не намочив нас. И ветер до десяти метров в секунду. Хорошо, что не встречный. Боковой, почти попутный, но конкретно относит от берега. Мы с Любой удачно попользовались ветром опять, нас отнесло от берега, но мы вовремя опомнились, и перешли на весла.
А вот две другие лодки как-то слишком увлеклись, их отнесло сильно в море. Пришлось несколько попереживать, пока они не возвратились.

Сегодня обычный ходовой день – плывем, купаемся, плывем, обед, плывем, стоянка.
Стоянка вышла недалеко от мыса, за которым уже поворот к финишу…
Стоянка типичная, отличный песчаный пляж, тенистая полянка.

Напротив, на острове, коттеджный отель четыре звезды, всю ночь с него доносится музыка. Дискотека восьмидесятых прямо.
Итого 15 км.

11.02.2019 Повернули за мыс и попали прямо под встречный ветер. Всю неделю погода нас баловала, мы и не ожидали, что ветер тут может быть встречным… Лопатим. Когда миновали залив, появилось огромное желание остановиться на перекур. Может быть ветер после обеда поутихнет?

Нашли прекрасный пляж за западным мысом острова Галлок, с видом на цивилизацию острова Попотан. Здесь есть песок, скала для тени и отличный риф для наблюдения за подводным миром. Стояли долго. Наигрались в игры, отобедали, насмотрелись под воду с маской и трубкой. Именно в этом месте кораллы, ежи, рыбки, губки, рачки, огурцы (трепанги), и прочая живность произвели на нас неизгладимое впечатление.

Ближе к центру архипелага, там, где не достают штормовые волны, появились мангровые заросли. Я всегда подозревал, что сами по себе они не могут быть достопримечательностью, как это подают, например, в Египте. Их слишком много.

К вечеру ветер не утих, и проплыв ещё немного мы сделали ночевку на коренном берегу, на самой северной точке острова Кулион.
В глубине стоял чистенький, но заброшенный домик, а мы расположились вдоль полосы прибоя, чуть выше прилива. А кое-кто вообще ночевал на сваях в домике, типа схрон охотника.
Итого 8 км.

12.02.2019 Опять встречный ветер, а напрягаться опять неохота. К тому же, есть завтрашний, запасной, день. В таких условиях грех было бы не остановиться через час плавания, пройдя два километра с места старта…
Местечко оказалось вполне приемлемым, обитаемое, но тенистое, и, спросив хозяина разрешения, мы с удобством расположились в тени пальм острова Ламуд.

Пока мы разминали мозги, занимаясь борьбой с Альцгеймером, к нам по-партизански приблизилась делегация из индюков. Курлыча по-своему, они начали плавно оттеснять нас с поляны. Отогнать их замахиваниями и криками не удавалось, помогают в этом только плавные амплитудные движения. Воздействовать на стадо можно только медленно и широко размахивая руками.

Насмотревшись на нашу войну и индейками, пришел хозяин, и угостил нас кокосами.
Папуасы ловко лазят по голым стволам пальм в одних шортах, да ещё с мачете в руках. Правда на самих стволах, с периодичностью сантиметров восемьдесят, есть зарубки для ног помогающие лазанью.
Мы не могли не отблагодарить аборигена, и презентовали ему две банки свиной тушенки. Он удивился.
Отплыть после обеда все равно пришлось. Ветер стал чуть слабее, и мы пролопатили еще десяток километров
Становились уже в сумерках, на удачно подвернувшейся стоянке в узеньком проливе около острова Бусуанга.
Остался один ходовой день, вероятно встречный ветер и двадцать пять километров впереди.
Принимаем решение проснуться в три ночи, и, пока утреннее затишье, пройти максимум расстояния.
А Саня Крылов решает в одинаре стартовать ночью, боясь не выгрести против дневного ветра.

13.02.2019 Все по плану. Ночью отплываем без завтрака (Мы с Любой дежурим!!! – я специально подгадал!), и плывем навстречу свежей ночной прохладе. Ветер, конечно, тише дневного, идем часа два, а на перекур останавливаемся на территории какого-то эксклюзивного отеля. Место чумовое!

Основная территория отделена от нашей поляны скалой с подвесной дорожкой, все подсвечено красивыми лампами из ракушек, само собой пляж песчаный, и небольшая хижина, как на рекламном плакате.
Сейчас шесть утра, и мы, пользуясь отсутствием охраны, немного повалялись на лежаках в этом баунти.

Затем ещё два часа хода, начинается ветер и дневная жара. Заходим в последний пролив, и останавливаемся на чудесном пляже, непонятно почему не занятом нормальными туристами.
Мимо нас регулярно проплывают фелюги, а мы валяемся в тени, добираем сна, варим дежурный суп, купаемся и загораем. Кто что хочет.

Отплыть все же пришлось. Выходим на финишную прямую, а ветер совсем разбушевался. Приходится пахать, и даже при этом скорость вряд ли более одного километра в час.
В этот, самый что ни на есть подходящий момент, нашим глазам открывается небольшое строение со стоящим на приколе, довольно большим тримараном.
Причаливаем, лодки бьются о берег, ветер совсем раскочегарился, заговариваем с местными аборигенами, и, о чудо! Нас обещают довезти до Корона!
Полные свежего энтузиазма, лодки целиком загоняем на тримаран, распихиваем вещи, умещаемся сами!
Эврика! Поехали!
Плывем, отдыхаем, смотрим по сторонам! Экибана®!
По нашей просьбе везут нас не в сам Корон, а немного дальше, на западный берег, где я заранее приглядел несколько пляжей. Волна не утихает, подплыть к берегу без причала, тримаран не может, потому высаживает он нас в открытое море. Это довольно трудно описать, но было весело. Волна качает так, что и устоять непросто. Скидываем лодки, вещи побросали сверху абы как. Хорошо, что у нас гермомешки и уже нет воды и продуктов. Сами слезли кое-как…
Отплыв, и помахав, на прощание, рукой, преодолеваем прибой и чалимся на прекрасном пляжике, принадлежащем какому-то кемпингу.
Решаем остановиться прямо тут за символическую плату. Здесь есть пресная вода, и какой-никакой надзов за вещами.
Холодное пиво в кемпинге закончилось, не успев начаться, мы собрали палатки, раскидали вещи, и отправились в город.
Наблюдали бурную вечернюю жизнь городка, катались на трициклах, ужинали в шумной и веселой таверне. Здесь съели много разной вкусной экзотической еды, выпили пива и отправились в свой кемпинг на ночевку.

Остров Бусуанга, поселок Корон
14.02.2019 Сегодня экскурсия на остров Корон. Все же это жемчужина архипелага. Корон не населен. Отвесные скалы не предполагают такую возможность. Это заповедник. Тут полно обезьян. А ещё тут большие полупресные озера с голубой водой.
Мы расселись по лодкам, и, налегке долетели до прохода в скалах к озерам. Там, естественно, как у каждого «специального» места, есть жандарм и кассир. Заплатив около 200 рублей за человека, мы получили доступ к проходу к озеру по настилу, такой же настил в качестве пляжа, и возможность искупаться исключительно в спасжилете. Короче, отметились.
Возвратились и занялись антистапелем. К вечеру рюкзаки были уложены, и мы решаем ехать в аэропорт уже вечером, а не утром, как это предполагалось ранее. Обязательность местных водителей, после некоторого общения с ними, была поставлена под сомнение.
Кто-то еще успел посетить а-ля термальный источник, с горячей, видимо подогретой, морской водой.
По пути к аэропорту заехали в кабачок, и о-очень долго ждали заказанные там блюда.
К глубокой ночи добрались до аэропорта, и расположились спать прямо у входа в зону регистрации.
Манила
15.02.2019 Утром суматоха, связанная с погрузкой. У нас, как всегда, перевес, приходится немного доплатить, а также срочно доесть манго, запрещенное к перевозу с острова на остров.
При взлете фотографирую красоту островов через иллюминатор.
Теперь нас стало гораздо меньше: Слава и Саша отделились раньше, а Суржиковы летят на Себу, смотреть акул.
По прилету в Манилу, заказали через Юбер такси, и, практически к полудню мы уже простеньком, но прохладном, с горячей и холодной водой в душе (!), и туалетом (!), отеле. Кровать! Белое бельё! Экибана®!
Моемся, стираемся, пережидаем жару, отправляемся гулять.
С непривычки город кажется очень шумным и грязным, но через сутки я уже к этому почти привыкну, и перестану обращать внимание.
Здесь есть явно образованная зона для туристов, там мы и прогулялись. Ничего необычного. А на обычных, улицах повсюду торговля, ездят трайсики (мотоцикл с коляской и крышей), ходят пешеходы, и спят уставшие.

16.02.2019 Ходили в Крепость, построенную ещё испанскими колонистами. Интрамурос. Крепость небольшая, а в музее у них макеты из Лего!
В городе, на каждом шагу, прямо с лотков продается местная еда: жареные части кур, рисовые шарики, множественная лапша, какие-то насекомые и морепродукты. Конечно много фруктов и овощей.

17.02.2019 Утром упаковываем манго, заказываем такси, и едем в аэропорт. Без приключений грузимся, летим в Бахрейн. Здесь ожидание восемь часов. Нас стало еще меньше, всего четверо. Слоняемся по аэропорту, кемарим, гоняемые администрацией, зато нас приемлемо кормят за счет авиалиний.
Затем пять часов лёта и мы в Москве.
Сидя в такси постоянно ловил себя на мысли, что не понимаю, что это такое белое за окном. Слово «снег», конечно я не позабыл, но разум отказывался понимать естественность его лежания на земле.
Странное состояние преследовало меня целую неделю, а потом плавно исчезло…