57 – Белое Море, 16-30 июля 2010, 330км.

Закат на о. Анзерский
Участники
(Андрей+Я=Маринка2)

Огромные белухи, любопытные котики и летающие "пингвины",
наглые чайки, загадочное Марево и народные приметы
когтистые сеголетки и пестуны, Курганы и Лабиринты
Компот и жареная треска...

16.07.2010 Поезд, в этот раз нетрадиционный, – №316, в 18-35 от Ярославского вокзала - Москва – Северодвинск, как я дотащился до него – не помню, помню только, что вес рюкзака и сопутствующей сумки при выходе из дома был 65 кг. Давно такого не таскал. В Москве жара – уже полтора месяца за 30 градусов, а в поезде на удивление кондиционер. Примерно на четвертой бутылке пива я вспомнил о не взятой верхней одежде - рубашке, дождевике и штормовке. Потому, есть задача купить что-то их заменяющее.
17.07.2010 Днем, на станции Плесецкая (тут были зимой два года назад), забежал на рынок и довольно удачно прикупил непромокаемый супер-хаки комбинезон. На следующей остановке (не помню название) купили шикарных пирожков, не хуже карельских. В Северодвинске в 19-08 – берем такси и за 30 минут и 400 рублей добираемся до р. Солза перед одноименной деревней. Перед, потому, что там только ж.д. мост, а автомоста нет, и кому надо , тот пешком, а некоторые на джипах прямо по путям идут или едут через реку. Там мы и стапелимся, на виду у всей толпы. Пока Андрей ходил за водой (сейчас прилив и вода соленая), я почти дособирал лодку. Она, некстати, течет в баллонах везде, и клеили-клеили, но совершенно не заклеили. И весь вечер обсуждали народные приметы, которыми Андрей запасся для определения погоды. По ним выходило, что какая завтра погода будет – неизвестно. А затем спать легли. Мошки, надо отметить, немного, хотя покусали с непривычки, а комаров совсем почти нет.
Первый закат в унисон нашему настроению Момент отплытия Первый перекур Наблюдение за облаками Таких пляжей там много
18.07.2010 Всю ночь шумело вдалеке море, а утром, в 11 часов, почти в самый прилив, мы стартовали. Посему течение нам в нос. В море волна – пологая, неопасная и маленьая. Мелко, песок, часто отдыхают люди – типа пригорода места и воскресенье. Обедаем, пройдя за 3 часа около 15 км. – недурно, для начала. Затем еще 16 км за то же время – обходим пресловутую Неноксу – военных не видно – далеко заливом обходим. У д.Юзьма разговариваем местными и набираем воды из колодца. Приплыл котик совсем близко и разглядывает всех. Жители ругаются – говорят сети рвёт – рыбу выедает, а иногда, и сам может запутаться – даже задохнуться. А в море их полно, и белухи тоже есть – бока такие белые, до 2-4 метров перекатываются.
Белуха, белуга, белый кит (лат. Delphinapterus leucas) - млекопитающее семейства дельфинов подотряда зубатых китов. Иногда относят к семейству единороговых.
Отплываем от деревни и становимся на стоянку на берегу высотного болота – болото наверху, а мы на пляже, благо шторма не ожидается. Вечером ОН® - за «начало» и за «нее». При этом слово «погода» произносить вслух категорически не рекомендуется.
Обед Господин дежурный Следы аборигенов Домики рыбаков Непонятные просеки
19.07.2010 В 7 утра будит солнце и дальнейшие амбиции, а к 9, к отплытию моросит дождик. Иду без куртки – забыл одеть – мокро и холодно. После обеда проходим Пертоминск, и встаем через 5 км., у песчаной речки. На Пертоминском мысу очень мелко – шли пешком метров 500, и полно домиков рыбака. С ветром шли 10 полных часов – 32 км.!!! И обед под дождиком 2 часа.
20.07.2010 Выспались наконец. Отплываем в 11-30 – идеальный штиль, легкая волна плавно перекатывает лодку, где чуть поглубже - вокруг котики, китики и нерпа. Волна пологая – чисто Черное море, гладь – даже ряби нет. Плавнёхонько, минут за 30 поднимается ветер и волна. Ветер боковой спереди и от берега, а волна пока не высокая. Неторопливо плывем к берегу по дуге – ощущение, что скорости совсем нет. Постепенно волна разыгрывается, бьёт в нос лодки, и, с каждым ударом, окатывает меня ледяной волной, я как под дущем и грести непросто. Начинаем упираться, и, кажется, что последние километры плывем вечно. С радостью причаливаем. На берегу выясняется, что, несмотря на ветер, прошли 17 км за 4 часа!!! Судя по GPS скорость без ветра – 5,7 км/ч – не напрягаясь. Скорость при ветре – с напрягом – 3,2 км/ч. После обеда заходим за деревню Лопшеньга – здесь много сетей, домиков вдоль моря и еще зачем-то мужик нам нахамил зазря. До и после этого случая никаких разногласий с местными у нас не было. Наоборот все очень гостеприимны. На этой стоянка необычно много мух – не поесть, не вздохнуть – миллионы так и бросаются на тебя. Дров на берегах – немерянно. Плавник, он же моребой.
Правильная радуга Закат Кладбище кораблей Экипаж Отлив
21.07.2010 С 8-00 до 10-30 отплываем. Облачно, небольшой ветерок, пытаемся ловить. До обеда 4 часа -12,5 км. Пейзажи довольно стандартные – высокий берег, внизу песок, наверху болото. В этом году сухо, и торфяник сухой, ягоды мало, и она не созрела ещё. За день близко к 30 км
22.07.2010 Последние дни пытаемся отдыхать перед броском на Соловки, а потому идем немного и медленно. К тому же у меня периодически побаливает рука. Даже при сильном встречном ветре наша скорость около 4 км/ч. В Летнем Наволоке военная часть и остатки старых кораблей. Почему-то здесь народу кажется больше, чем ранее на побережье. Обедаем в 6,5 км до м.Ухтнаволок. А ночуем на нем. Здесь много камней, но и песок тоже появляется, и почему-то нет дров на берегу. Зато следы сразу нескольких медведей. На ужин блины с мясом и луком, и блины с маком. Поздним вечером ходили в гости к Валяеву Владимиру Николаевичу. См. раздел Валяев . Пили наш Тархун®, а Валяев угощал нас благородной настойкой и красной рыбой.
Отплываем река, дрова и пляж В гости к Валяеву Я и наше барахло Литораль - новое слово в моём лексиконе
23.07.2010 Всю ночь бесновался ветер – потому дневка. Похоже сегодня полноценный шторм на море. Посему, когда Валяев пригласил нас на экскурсию по болотам, не было повода отказываться, и согласились с радостью. Но сначала были угощены кофе, чаем и свежесоленой семгой со свежевыпеченным хлебом. Затем по болотам бродили почти 3 часа в болотных сапогах предоставленных хозяином. Ягод почти нет – недозрели, но зато много чего послушали, всяких там историй. Балагур он, Валяев. Война с властями, дипломатия с медведями, разборки с местными жителями. Он же егерем там был – все про всех знает и не всем это по нраву. Вернувшись на берег, я потерял верх от гидрокостюма. Вот уж по истине – что имеем - не храним, потерявши - плачем. Показалось мне, что он сох на берегу, и его унесло ветром и смыло волной. Поскольку неопрен не должен тонуть, я битый час обхаживал берега, исследуя их на предмет пропажи, но …море хранит свою тайну… Однако затем костюм вместе с веслом счастливо нашелся в кустах. Теперь он мне ещё больше нравится! На мысу, кроме Валяева, живет еще Николай, тоже на лето приезжает. У него остановились на ночь два парня на моторке из Архангельска – тоже на Соловки, и тоже волны боятся. Вечером жарили огромный подберезовик с луком и тушенкой. Тушенка у нас самодельная – из фарша. Оказалось это дешево и сердито. А также удобно паковать в бутылки из-под молока. Андрей весь вечер – почти 2 или даже 3 часа ходил по отливу, измерял скорость воды и научно рассчитывал траекторию нашего завтрашнего движения. По слухам скорость бокового течения в отлив здесь может достигать 6 км/ч. И несет в открытое море. Вернулся довольный и с исписанной тетрадкой. Родившуюся стратегию движения излагал мне – а я что – я ничего. Я не против, даже «за». Наливай, да пей. Видимо именно такое отношение к делу называют бесхребетным и пассивным. По мне ближе настроения Олега Кулицкого – «Ху...рить надо». Тут все понятно, и без расчетов, тем более, что от вычислений, этого самого «ху...рить», меньше почему-то не становится. А как показала практика, может стать больше. На закате пошли попрощаться с егерем – с довольно большой вероятностью завтра выходим в море. Тут нас опять ждала неожиданность. Не совсем неожиданность конечно, – узнав немного Валяева, ожидали, что он нам хоть хлеба самодельного, но непременно вручит. Но он расщедрился – подарил ещё по бутылке собственной настойки, и семги солёной добрый кусок. Спасибо ему огромное, и наша признательность! По дороге к палатке, в сумерках, увидели утку с утятами – пытался фотографировать их, но тщетно. Разбежались в суматохе. Спать легли за полночь, а вставать в 6-00.
С Валяевым На болотах Остатки совкового джипа Штормик После шторма весь берег в морской капусте
24.07.2010 Андрюха утром будит, а в палатке шум от ветра и разбивающихся волн. Я лежу и лежу, всем своим видом показывая – мол, волны, нельзя плыть, а он настырный, будут и будит. Пришлось встать. Волны к 8-15 – времени старта, действительно утихли. Однако, почти сразу, началась какая-то океанская волна – волны пологие, но довольно высокие – до 1 метра. Комфортные такие волны. Жить не мешают. Всего надо пройти не меньше 26 км. Ровно столько от мыса Ухтнаволок, до о. Анзерский. Рука сегодня не болит (я заметил, она болеть и ныть начинает, когда можно не грести…), и мы бодренько прошли половину пути примерно за 3 часа. За это время нас отнесло направо (в море) на 5 км. Затем, по расчетам штурмана, нас должно нести приливом обратно, но не несет. Поэтому вторую часть пути идем медленнее – за 4 часа. К тому же волны приливные, вступая в конфликт с постоянным течением, которое здесь идет на север, образуют пренеприятную бурлящую, хорошо, что мелкую волну. Особенно это заметно перед островом, на банках. Приходится не расслабляться, а бодрствовать. Ко всем этим фактам добавляется постоянная рулежка байдарки – без руля по морю совершенно неудобно, это вам не порожистая река. По моим ощущениям рулёжка занимает до 25 % производительности капитана, а уж его процессор при этом загружен на все 99 %. Причалили через 7 часов слева от мыса, там полно чаек – они злые, видно люди редко бывают, орут и нападают сверху. На берегу камни, лишайники и кресты… Нехорошо здесь. Жутко… Проплываем ещё 5 км и становимся на пляжике у ручья.
Восточный мыс Анзеров Стоянка на Анзерском Античные грядки Поле для гольфа Вид на г. Голгафа
25.07.2010 Решено пол-дня посвятить о.Анзерскому – эта реликвия отдана каким-то указом церкви, и попасть туда можно только «с благословения патриарха» местного. Туристы могут попасть только два раза в неделю с проводником с Соловков, и то, если места на экскурсию есть. Жесть, одним словом. Идем мы вдоль берега до м. Лабиринтов. Посмотрели - лабиринты, как лабиринты у меня на даче такие – на грядки для клубники похожи. Затем чУдное естественное поле для гольфа, а дальше и мимо настоящего футбольного поля прошли. Попали в порт. Поговорили с мужиком, он повторил про режим, но нормально так, без понтов. А когда узнал откуда мы сюда и как попали, совсем махнул рукой – идите, смотрите. Поднялись на г.Голгофу, осмотрели свежеотреставрированный храм на ней, продрались через бурелом и высохшее болото на северное побережье, и вдоль берега на восток, а потом мимо замечательного тихого озера к месту стоянки. За 5 часов около 15 км. Я безумно устал ходить, Андрюха внешне тоже, но молчит, а потому в 18-30, после обеда, в середине прилива, т.е. по течению, с удовольствием отплыли. На море конкретный шторм, не самый большой, но для байды критический, а ведь с берега его не очень-то видно было. Успокаивает, что ветер в спину и гонит к берегу, а не в море. Справа и слева тоже острова. Но волна точно 1,5, иногда может до 2-х метров высотой. Очень было весело в начале, когда догоняющая нас волна шла с нашей скоростью – я сидел спереди, на гребне волны, и, как с обрыва высотой до 1 метра смотрел на кипящую подо мной бездну. Такое положение продолжалось в течение нескольких секунд, затем волна прыгала вперёд, а я оказывался в центре пенной соленой бочки, в которой как и мерещились скользкие щупальца медузы-Горгоны. Еще один фокус с волнами также не забудется долго – при длине волны сопоставимой с длинной байдарки, можно поймать момент, когда лодка постоянно движется вниз по волне. Этот момент можно подстеречь и немного помочь стихии – подгрести поактивней вёслами. Результат превосходит все ожидания – байдарка подобно хорошему серфу разгоняется, и, через несколько секунд, врезается носом в предыдущую волну. Развлекуха, одним словом. Только Андрюха сегодня не развлекается что-то – он сегодня рулевой – ежесекундно с важным видом крутит головой – оценивает волновую обстановку, следит за курсом и главное не дает нам перевернуться. Собственно говоря, все наши вещи привязаны сверху лодки – Маринка-2 очень не вместительна, а вещей много вроде нужных, но точно лишних. А первый номер экипажа – он вообще в откренивании участия не принимает – как продукт в проруби болтается в очке байдарочном. Несмотря на юбки, стяжки, веревочки и затычки, подплыв к о.Бол.Муксалма отчерпали пол-лодки воды – налилось волной. А ещё лодка становится тяжелой и неуправляемой. Подплываем к дамбе – там отлив и течение встречное, как на хорошей реке – едва выгребли. В сумерках вступаем на дамбу. Она впечатляет – широкая, высокая, из больших камней – вот народу досталось более 100 лет назад… Появились первые люди – туристы-велосипедисты – с удивлением взирают на нас. Замерзли, как су..цики, сфоткались на дамбе, проплыли под сводом среднего слива, и встали на островке на ночевку. За пол-дня 23 км, с максимальной пиковой скоростью 12 км/ч!!!
Церковь на г.Голгофа Море волнуется Прогулка по дамбе Три арки на дамбе В губе Долгой
26.07.2010 Сегодня очередной пахотный день. Для начала пошли через дамбу в Долгую Губу против течения. Мы на такие мелочи, как против течения, уже внимание перестали обращать. В губе очень красиво и полно мест для стоянок, где можно зашхериться и никто тебя не найдет. А никто искать и не будет. Некому… На островке хотели купаться, но объелись черники. Вышли к причалу, откуда возят туристов. Чуть дальше, от причала для местных моторок, носили скарб и лодку за 3 км к Кремлю. Купались в чистом и теплом пресном лесном озере. Все вещи оставили в палаточном городке. Коммунизм там. Но берут 60 рублей с человека в сутки – вроде дрова дают и костровища типа фирменные. Гуляли по-вокруг Кремля, заходили в столовку, посещаемую мной ранее. Недешево стало – около 400 р. с носа и не объелись… Отплываем – не платить же за дрова 120р.!!! А как замечательно сидеть в лодке после стольких часов хотьбы по жаре!!! Плывем в заповедник строгого режима – о.Бол.Заяцкий. Типа Анзеров – ни тебе ходить, ни тебе отлить, про костер не говорю. Тут находится подавляющее большинство Соловецких гробниц I-II тысячелетия до н.э. Некоторые как вчера собраны. Красиво…. Сейчас почти темно, и около 12часов. Разгружаемся не особо таясь, и ставим палатку, ну чуть за кустом. Костер самим не охота разводить – только поели в столовке и устали как …заяцы. Неожиданно прямо перед нами выплывает одинокий человек в лодке и пристально так смотрит. Роется в сетях, и скрывается, слова не сказав. Всем понятно, что смотритель острова. Однако жуж-жала в одном месте спать не дает, и за полночь уже мы отправляемся исследовать остров. Сумерки. И вдруг я на поляне напарываюсь на этого самого мужика. Состоялся разговор, из которого я освежил в памяти правила посещения острова (т.е. с гидом, камни ни-ни не трогать, ходить только по деревянным настилам, и вести себя по-детски восторженно.) После некоторых объяснений мужик тоже понимает, что нас никуда не деть. И просит только не жечь костер и свалить с острова до 10 часов, когда прибудет экскурсия. Естественно я клятвенно это обещаю, но мужик этому явно не верит. Так и разошлись.
На перепутье Башня крепости Вид сбоку Колокольня Текст про курганы
27.07.2010 Костер мы не развели (вечером) и отплыли вовремя. Но утром, когда я пошел фотографировать все эти гробницы, Андрюха, как нормальный запалил костерок для кашки, и надо было прямо в этот момент выплыть вчерашнему мужику за рыбой… Ну появись раньше на 5 минут – не было бы ещё костра, ну позже на 5 минут – уже дыма бы не было - костерок-то маленький…Однако с выдержкой мужик, промолчал, спасибо ему. Неудобно как-то было… Сегодня последний бросок через море – до о.Топ идем 2,5 часа – течение на отливе на север. Островок очень уникальный – маленький, каменистый, красивый, и на нем старый, огромный, метров 20 высоты, маяк. Естественно, лазили по нему и фоткались. А самое удивительное встретили парня на seayak-е, он в одиночку идет наш маршрут, но в другую сторону. Растерялись, и контактов не взяли. Чайки на море – уникальны – гадят на байду и нападают на коршунов – сами видели.
Ходить только по настилам!!! Опять грядки Курганы на о.Б.Заяцкий Маяк на о.Б.Топ Вид с маяка
А на обед становимся на о.Вороньи. Налаживаем контакт с местными – они нам свежие две трески, мы им пол-литру разведенного спирта. И все счастливы. ОН – это единственная блесна, по меткому выражению Андрея, на которую тут хоть что-то ловится. Обед на славу – полный противень жареной трески – это не Соловецкая столовка, где 150 г. рыбы стоит 170 р. Затем катамаранщики из подмосковья показали золотой корень – растение на которое они буквально напрыгнули и в азарте стали выкапывать. В последствии мы видели это растение часто, но оно пахло не благородным корнем, а, извините, каким-то говном… Рвать не стали… Плывем дальше мимо островов - красота неописуемая – сразу становится понятно, почему именно это побережье излюбленное у отдыхающих – их тут довольно присутствует. Становимся на юго – восточном берегу о.Русский Кузов. Высокая, каменистая стояночка, обзор 360 градусов, насекомых нет, красота!!! Вокруг, прямо под нами ягоды – голубика и морошка на низеньких-низеньких кустиках – на камнях очень сухо. Устали здорово, и Андрюха, в сердцах, привязался к несчастной сухой сосенке – начал её пилить и рубить. Когда потратил время и силы и спустил немного пар (вот такая я наблюдательная сволочь), я предложил свою помощь и за недолго развел костерок из плавника, за которым недалеко ходить. За это время его энергия ушла в мирные цели – он собрал целую миску ягод и сварил обалденный компот. Нет не компот, - КОМПОТ. С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, И ДАЛЬШЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ!!! НО КОМПОТ быстро кончился…
Нерпа на камне Перекур Фото трески Тоже трофеи После КОМПОТА
28.07.2010 Вокруг красота и народа в припорцию. Полудневка – Андрей по горам слоняется, я варю суп из собранных тут же подосиновиков. Плаваю с ружьём, но никого, как и ожидалось, нет. Только водоросли как змеи извиваются, наматываются на шею и тянут ко дну. После обеда идем к Карельскому берегу – появляются комары и мошка, а дров и воду пресную найти не можем. Встали рядом с о.Шуеостров на небольшом островке. Допиваем последние 3 литра воды… Прошли 26 км. Скорость без волн доходит до 7 км/ч + прилив до 2км/ч. В среднем 5-6 км/ч получается.
Телепередача про море Автопортрет в рамке Вид со стоянки на о.Русский Кузов Ждём прилива Закат в Карелии
29.07.2010 До Беломорска 25 км. Поскольку воды нет – завтрак в сухомятку. Быстренько проплыли 20 км, и вплыли в Беломорскую губу – здесь вдоль всего побережья люди отдыхают на машинах. Воды набрали в деревеньке у первой дамбы, и недалеко встали – все равно везде машины. Получилась полудневка. Весь день жара, а вода в море почти пресная и очень теплая – сказывается Беломорканал и р. Выг. Накупались. Допиваем ОН и доедаем излишки еды – у нас было в начале похода 25 472 шоколадных батончика. Осталось 15 шт., но их почему-то никто не хочет…
30.07.2010 Последние километры… Их всего 5, хоть и против отлива. Но какое значение это имеет теперь? Немного грустно, но грести все же приходится, и уже, здоровая физическая активность разгоняет утреннюю хмарь и опять хочется жить… Заплывая в порт, повстречали добрый ГИМС на современной моторке, посмотрели на нас, помахали ручкой и поплыли по своим делам. А мы причалили к берегу в 1,5 км от станции, не спеша собрались, ухитрились взять машину за 100 рублей и приехали на вокзал. До поезда оказалось ещё 8 часов – не рассчитали что-то. Поэтому катались на машине по городу – пытались увидеть достопримечательности и самобытность, но ничего не нашли. Ну подъемный ж.д. мост видели, ну Беломорканал и его последний 19 –й шлюз. А в целом разруха и нищета… Единственная развлекуха – пороги на р.Выг – почти 3-я категория, а в большую воду ещё красивее видимо – покупались там и пивка попили на берегу.
31.07.2010 В 2 ночи часа погрузка на поезд, в 22-16 – в Москве на Курском вокзале.
В Беломорске на реке Выг График движения Просто хорошо!

P.S.: На поход затраты на 1 человека= (билеты туда + билеты обратно + еда + мелкие радости) = (1800+1800+2500+900) = примерно 7000 рублей.